Влияние санкций на логистический рынок

Ответные меры Российской Федерации против Штатов, Норвегии, стран Европейского союза, Канады и Австралии нанесли урон не только адресатам, но и отечественным компаниям. В наибольшей степени это касается логистической отрасли, которая оказалась крайне чувствительной к известным событиям на политической и валютной арене.

Общие черты проблем в сфере логистики

В общем виде негативные факторы, повлиявшие на компании, можно свести к двум основным – сокращение объемов транспортировок и падение тарифов на работы. В первом случае речь идет о последствиях подорожания кредитов, уменьшения объема импорта и урезания бизнесменами расходов на соответствующую отрасль. Тарифы падают из-за сокращения спроса на логистические услуги.

Даже и сейчас положение транспортных компаний крайне нестабильно, так как на ситуацию в целом продолжает влиять экономика и политика. Стоит отметить, что основные клиенты стали жертвами негативных последствий санкционного воздействия. Этот фактор в серьезной степени сказывается и на перевозчиках, так как расходы на эту сферу всячески сокращаются.

Снижение импорта и объема контейнерных перевозок в некоторых отношениях достигло 25-40 процентов. Особенно сильно этот момент ударил по отечественным компаниям, ориентированным на импорт. Так как российские рынки отличались огромными оборотами этого рода, то и большая часть перевозчиков аналогичным образом занимались в основном ввозимыми товарами.

Очередным негативным фактором стал рост расходов на грузоперевозки. Это заметно на фоне большого числа простаивающего транспорта. В этой связи бизнес переориентируется на более экономичные типы логистических услуг – сборные грузы.
Игроки рынка заявляют о падении тарифов в отношении направлений импорта, однако географии работ они не меняют, так как подобные тенденции наблюдаются во всех типах перевозок.

Откуда можно ждать помощи перевозчикам?

Представители бизнеса говорят о том, что поддержка государства в данном случае была бы как нельзя кстати. При этом стоит отметить, что направления, в которых помощь будет наиболее актуальна, остаются прежними. Извечная проблема нашей страны – дороги, в сложившейся ситуации могли бы качественно повлиять, для этого необходимо строительство: хабов, складов, магистралей, перегрузочных пунктов и прочих подобных объектов.

Чтобы повысить свою живучесть, некоторые представители отрасли расширили сферу предоставляемых услуг, например дополнительными бесплатными предложениями, многие направления расходов были урезаны, касается это и оплат труда.

Некоторые наиболее гибкие компании начали проводить переориентирование на внутренние рынки. Иностранцы, в частности страны Прибалтики с интересом смотрят на перспективы в России, что может несколько исправить ситуацию. В целом иностранные компании скорее всего не будут проявлять огромного интереса, так как наши направления демонстрируют серьезные риски.

Некоторые прогнозы

В отношении ближайшего будущего перевозчики говорят несколько противоречиво, так одни видят положительные перспективы, другие же больше негативные моменты. Считается, что нынешние события уберут слабых игроков рынка, что выправит тарифы. В то же время экономическая ситуация не позволяет с уверенностью судить о будущем. Такие события, как кризис на Украине, так же негативно сказываются.

Несколько стабилизировать положение поможет мораторий на сборы с грузовиков, контроль за ценами на топливо и прочие аналогичные шаги.
В целом же тенденции можно охарактеризовать и как положительные. Благодаря переориентации рынка и развитие собственных производств, отечественная логистика еще реабилитируется. Естественно, что на это уйдет не один год, однако в конечном счете государство получит более устойчивую экономику и как следствие транспортный рынок.